|
|
|
в другом месте:
"...Тремя огромными волнами разлился по России поток Прометеевского
(европейского. Б. Б.). мироощущения: в начале XVII, XIX и XX столетия он
шел через европеизаторскую политику Петра I, затем через французские
революционные идеи, которым особенно была подвержена русская оккупационная
армия во Франции после Наполеоновских войн, и, наконец, атеистический
социализм, который захватил власть в России в руки в 1917 году. Русские
особенно беспрепятственно вдыхали в себя полной грудью западный яд, когда
их армии побеждали на полях сражений и когда они в 1709 и 1815 году
попадали в европейские культурные области".
ОБРАЗОВАННОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
I
Все представители после-петровского "чужебесия" всегда изображают
допетровскую Русь, как страну культурно совершенно застывшую. Это
историческая ложь. Допетровская Русь, несмотря на чрезвычайно тяжелые
исторические условия, хотя и медленно, но все же все время двигались по
пути создания самобытной национальной культуры.
После татарского погрома шло дальнейшее культурное развитие, истоки
которого вытекали из наследства, оставленного замечательной Киевской
культурой.
Длительное татарское иго, конечно, не могло не отразиться на разных
сторонах жизни средневековой Руси. И оно отразилось самым губительным
образом на уровне духовной и материальной культуры и южной и северной Руси.
"...Монголо-татары заняли плодородные черноземные степи и лесостепь
южной половины восточноевропейской низменности. Деятельность русского
народа естественно сосредоточилась в лесной северной части той же
низменности. Здесь природа была суровее, почва менее плодородна и покрыта
|
|
|
|