|
|
|
государство, которое было наиболее человечным вплоть до того, как
большевики начали строить в России жизнь согласно идей европейской
философии.
III
Всяко национальное искусство выпукло отражает в себе духовные
качества создавшего его народа. Очень отчетливо выражает духовные качества
и идеалы русского народа и искусство допетровской Руси.
Как отразились, например, идеалы новгородцев и псковичей в иконописи
Новгородской и Псковской школы? "Идеал новгородца сила, - пишет известный
исследователь русского искусства академик Грабарь к статье "Андрей Рублев",
- и красота его - красота силы".
"Его святые, - пишет о новгородских иконописцах В. Н. Лазарев, -
волевые подвижники с энергичными, резкими, порою пронзительными лицами,
всегда готовые активно вмешаться в круговорот жизни. Они предполагают
внешний мир, они обращаются к зрителю. Божество новгородца - это деятельное
божество. В чем он воплотил в опоэтизированной форме свой идеал, полный
силы и душевной стойкости".
Один из исследователей Новгородской и Псковской иконописи дает очень
высокую оценку новгородским и псковским иконам "с их умными, мужественными
лицами". Исследователь фресок Снетогорского монастыря пишет, что иконописцы
изображают "мужественные, подчас даже несколько грубоватые типы, поражающие
необычайным реализмом и выражением какой-то неистовой силы". (38)
Древние храмы Псковской области В. Н. Лазарев характеризует так:
"Коренастые, приземистые, с мощными стенами, с многочисленными
приделами и притворами, они как бы вросли в землю. В них великолепно
выражены сила и твердость русского характера". (39)
МИФ О БЕЗМЕРНОСТИ РУССКОЙ ДУШИ
|
|
|
|