|
|
|
Только с пятнадцатого по восемнадцатое столетие, по подсчетам
знаменитого русского слависта В. И. Ламанского, татарами и турками было
захвачено и обращено в рабов около пяти миллионов русских. А спрашивается,
сколько погибло за эти три столетия, во время набегов и войн? Все домашние
рабы в Константинополе, как у турок, так и у христиан, по свидетельству
венецианских дипломатов, состояли из русских. Много русских находилось в
рабстве в Египте. С начала семнадцатого века, великой смуты, на большинстве
французских и венецианских военных галер гребцами были русские рабы,
пожизненно прикованные цепями к скамьям галер. Когда венецианцев, главных
торговцев рабами русскими, упрекали в бесстыдной торговле христианами, они
улыбаясь отвечали:
- Мы прежде всего венецианцы, а потом уже христиане.
Так во времена Александра Невского и позже, вплоть до нашего времени
христианский Запад не только был безучастен к страданиям русских, но
старался даже всегда, как и в наши дни, еще извлечь материальную выгоду из
страданий русского народа.
Острая непримиримость к латинскому западу воздвигает с тех пор
высокую стену недоверия между порабощенной монголами Россией и Западом.
Оскорбленная гнусным поведением христианского Запада Россия навеки
сохранила недоверие и брезгливое презрение к Западу. Это не была ни вражда,
ни ненависть. Это было именно брезгливое недоверие к людям, которые
исповедовали одну и ту же веру, от которых ждали помощи, но которые своим
предательством не оправдали возлагаемого на них доверия. Это недоверие
смягчилось только несколько в результате реформации.
"Реформация, разбившая религиозное единство Запада, невольно
смягчила в глазах русских людей эту картину и даже как бы приблизила к нам
тех, кто вместе с русскими был против "латинян". Религиозная выдержанность
и неагрессивность протестантов уже в ХII веке устраняют крупнейшее
затруднение в общении с Западом, и то, что делалось тогда в Москве, уже
|
|
|
|