|
|
|
"Петр в жестокости, - пишет проф. Зызыкин в своем исследовании о
Патриархе Никоне, - превзошел даже Иоанна Грозного. Иоанн Грозный убил
своего сына в припадке гнева, но Петр убил хладнокровно, вынуждая Церковь и
государство осудить его за вины, частью выдуманные, частью изображенные
искусственно, как самые вероломные". (10)
Он мог совершенно непостижимо соединять веселье с кровопролитием. 26
июня 1718 года в сыром, мрачном каземате, ушел в небытие его единственный
сын, а на следующий день Петр шумно праздновал годовщину Полтавской
"виктории" и в его саду все "довольно веселились до полуночи".
Мстительность Петра не знала пределов. Он приказал вырыть гроб
Милославского и везти его на свиньях. Гроб Милославского был поставлен
около плахи так, - чтобы кровь казненных стрельцов лилась на смертные
останки Милославского. Трупы казненных стрельцов по приказу Петра сваливали
в ямы, куда сваливали трупы животных. И такого человека историк Ключевский
считают возможным охарактеризовать как "исключительно счастливо сложенную
натуру".
Историк Шмурло описывает свое впечатление от бюста Петра I работы
Растрелли, следующим образом:
"Полный духовной мощи, непреклонной воли повелительный взор,
напряженная мысль роднят этот бюст с Моисеем Микель-Анджелло. Это поистине,
грозный царь, могущий вызвать трепет, но в то же время величавый,
благородный".
А академик, художник Бенуа так передает свое впечатление от гипсовой
маски, снятой с лица Петра в 1718 году, когда он вел следствие о мнимой
измене царевича Алексея.
"Лицо Петра сделалось в это время мрачным, прямо ужасающим своей
грозностью. Можно представить себе, какое впечатление должна была
производить эта страшная голова, поставленная на гигантском теле, при этом
еще бегающие глаза и страшные конвульсии, превращающие это лицо в чудовищно
|
|
|
|