|
|
|
монастырская, которая питала развитие религиозной и политической мысли,
прогресс литературы и блестящее развитие искусства". (22)
Свое мнение о том, что в средневековой Руси вопреки мнению историков
западнической ориентации существовала "широкая культурная среда" (широкая,
конечно, для того времени) проф. В. Л. Рязановский подкрепляет следующими
вескими доказательствами:
"...Если по вычислениям проф. Ключевского за два века татарского ига
к середине XV в. было создано до 180 новых монастырей (Очерки и речи, стр.
205), то это составляло вместе со старыми до 200 монастырей. Таким образом
во второй половине XV в. Московская Русь имела в качестве пунктов
просвещения до двухсот монастырей, да не менее того городов и духовенство
(городское и сельское). Через два века, к середине XVII в. указанное число
монастырей и городов возросло. Часть из них имела постоянно организованные
школы, некоторые - школы повышенного типа. Из этих школ вышло много
церковных деятелей эпохи, писателей и художников, еще больше просто
грамотных людей.
Мы думаем, что нет оснований быть особенно оптимистическими в
отношении просвещения древней Руси: здесь не хватало системы в организации
образования, постановка дела образования зависела главным образом от
частной инициативы, большинство школ носило элементарный характер и
обслуживало преимущественно городское население. Но вместе с тем нельзя
впадать и в крайний пессимизм. Просвещение в Московской Руси не стояло на
столь низкой ступени, как полагают сторонники вышеуказанного
пессимистического взгляда на данный вопрос". (23)
"...Мы думаем, что по крайней мере с конца XV в. началось
возрастание грамотности на Руси. Оно продолжалось с перерывами (во время
детства Ивана IV и Смутного Времени) в течение XVI и XVII вв." (24)
Еще в конце пятнадцатого и в начале шестнадцатого столетия положение
с образованием в городах было значительно лучше, чем в эпоху, наступившую
|
|
|
|