Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

монастырская, которая питала развитие религиозной и политической мысли,

прогресс литературы и блестящее развитие искусства". (22)
Свое мнение о том, что в средневековой Руси вопреки мнению историков
западнической ориентации существовала "широкая культурная среда" (широкая,
конечно, для того времени) проф. В. Л. Рязановский подкрепляет следующими
вескими доказательствами:
"...Если по вычислениям проф. Ключевского за два века татарского ига
к середине XV в. было создано до 180 новых монастырей (Очерки и речи, стр.
205), то это составляло вместе со старыми до 200 монастырей. Таким образом
во второй половине XV в. Московская Русь имела в качестве пунктов
просвещения до двухсот монастырей, да не менее того городов и духовенство
(городское и сельское). Через два века, к середине XVII в. указанное число
монастырей и городов возросло. Часть из них имела постоянно организованные
школы, некоторые - школы повышенного типа. Из этих школ вышло много
церковных деятелей эпохи, писателей и художников, еще больше просто
грамотных людей.
Мы думаем, что нет оснований быть особенно оптимистическими в
отношении просвещения древней Руси: здесь не хватало системы в организации
образования, постановка дела образования зависела главным образом от
частной инициативы, большинство школ носило элементарный характер и
обслуживало преимущественно городское население. Но вместе с тем нельзя
впадать и в крайний пессимизм. Просвещение в Московской Руси не стояло на
столь низкой ступени, как полагают сторонники вышеуказанного
пессимистического взгляда на данный вопрос". (23)
"...Мы думаем, что по крайней мере с конца XV в. началось
возрастание грамотности на Руси. Оно продолжалось с перерывами (во время
детства Ивана IV и Смутного Времени) в течение XVI и XVII вв." (24)
Еще в конце пятнадцатого и в начале шестнадцатого столетия положение
с образованием в городах было значительно лучше, чем в эпоху, наступившую