|
|
|
самодержавия, а от огромных расходов, которые требовались постоянно на
содержание огромной армии в течении веков постоянно, находившейся в
постоянной боевой готовности.
Бедность России объясняется другим. Трудно стать богатыми на земле,
половина которой находится в полосе вечной мерзлоты, а остальная часть в
районе вечных нашествий извне.
Россия несла бремя бедности много веков и за это время успела не
только к ней приспособиться, но и выработать целую философию бедности. В
сущности, знаменитая русская смекалка и есть ни что иное, как одна из форм
приспособления к бедности, и недаром смекалка так возвеличена в русском
фольклоре. Но дух русской смекалки исходит из бедности, просто как из
непреложного факта. Философия же бедности хочет этот факт оценить и
осмыслить.
Основная черта этой философии - идеализация бедности, восприятие ее,
как блага, в высшем, разумеется, смысле. Философия имела две ветви: барскую
и простонародную; идеализация бедности, свойственна обеим, правда,
осуществлена она у бар и у мужиков по разному.
Бедность, согласно этой русской философии, конечно, бремя, иногда
тяжкое до чрезвычайности; но это отнюдь не просто несчастье, от которого
нужно отделаться, а, при невозможности приходится терпеть.
"...Великое тягло государственной обороны из века в век падало
главным образом на великорусские и малорусские плечи, - и при Олеге и при
Сталине, - и при Кончаках и при Гитлерах. Но мы никогда не воевали наемными
армиями, никогда не зарабатывали ни на рабах, ни на опиуме, и никогда не
пытались становиться ни на какую расовую теорию. Очень нетрудно установить
очень близкое родство между английским "долгом белого человека" и немецкой
"высшей расой". В Российской Империи не было: ни белых человеков, ни высших
рас. Татарское, то есть монгольское население России никто и никогда не
рассматривал ни в качестве "низшей расы", ни в качестве "цветной расы".
|
|
|
|