|
|
|
православным. Разумеется в смысле полноты русскости, полноты русского
творчества".
II
А когда Византия пала, в Москве окончательно вызрела мысль, что
волею событий ей суждено стать Центром Православия в мире, Третьим Римом.
Далекая Москва, затерявшаяся среди лесов и снегов, сама еще не сбросившая
ярмо татарского ига, твердо решает взять на себя мировую роль защитницы и
хранительницы Православия.
"Когда агарянская мерзость запустения стала на месте святе, и св.
София превратилась в мечеть, а вселенский патриарх в раба султана, тогда
мистическим центром мира стала Москва - Третий и последний Рим. Это
страшная, дух захватывающая высота историософского созерцания и еще более
страшная ответственность. Ряд московских публицистов высокого литературного
достоинства, с вдохновением, возвышающемся до пророчества, с красноречием
подлинно художественным не пишет, а поет ослепительные гимны русскому
правоверию. Белому царю Московскому и Белой пресветлой России. Пульс
духовного волнения души русской возвышается до библейских высот. Святая
Русь оправдала свою претензию на деле. Она взяла на себя героическую
ответственность - защитницы православия во всем мире, она стала в своих
глазах мировой наций, ибо Московская держава стала вдруг последней
носительницей, броней и сосудом Царства Христова в истории - Римом Третьим,
а Четвертому уже не бывать. Так Давид, сразивший Голиафа, вырос в царя
Израиля. Так юная и смиренная душа народа - ученика в христианстве, в
трагическом испуге за судьбы церкви, выросла в исполина. Так родилось
великодержавное сознание русского народа и осмыслилась пред ним его
последняя и вечная миссия. Тот, кто дерзнул, еще не сбросив с себя
окончательно ига Орды, без школ и университетов, не сменив еще лаптей на
сапоги, уже вместить духовное бремя и всемирную перспективу Рима, тот
|
|
|
|