|
|
|
I
Среди русской интеллигенции широко был, распространен миф о
бескрайности, безгранности русского национального характера. Черты своего
неуравновешенного характера - результаты своей беспочвенности, русская
интеллигенция переносила на весь русский народ. В своей известной книге
"Русская идея", получившей широкое распространение среди иностранцев Н.
Бердяев вещал, например:
"...В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность,
устремленность в бесконечность, как и в русской равнине... Русский народ не
был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был
народом откровений, он не знал меры и легко впадал в крайности".
Уродливые типы, порожденные детищем Петра Первого - антирусской
западнической интеллигенцией и крепостническим шляхетством, скопированным
Петром Первым с польского шляхетства, все эти Онегины, Печорины, Обломовы,
объявлялись характерными национальными русскими типами.
Но это был только один из бесчисленных мифов, выдуманных
интеллигенцией о русском народе и России. В своей спорной, но весьма
интересной по мыслям книге "Ульмская ночь" М. Алданов совершенно
справедливо выступает против мифа о бескрайности русского характера.
"Ничего похожего на бескрайность, - пишет он, - нет в лучшем из ранней
русской прозы, - в "Фроле Скобееве", в "Повести временных лет", в
"Горе-Злосчастии". А записки старых русских путешественников, как
подлинные, так апокрифические? Все эти умные и толковые люди скорее
удивлялись безмерности западной". (40)
Русский героический эпос дает огромный материал, показывающий всю
ложность мифа о безмерности русской души и исключительной полярности
русского национального характера.
При сопоставлении русских былин с героическим эпосом народов
|
|
|
|