|
|
|
России, ее подвижников, ее иноков, ее епископов, которые действительно
выковали душу и мужика, и боярина. Если такие образы, как св. Сергия
Радонежского, св. Серафима Саровского, св. Нила Сорского, св. Иосифа
Волоколамского, св. Гермогена и Филиппа Московских сияют таким блеском и
вызывают восхищение в каждой душе, любящей Христа, то это оказалось
возможным лишь потому, что таких святых был целый легион в монастырях и
скитах древней Руси, которые, идя стезею святости, искали победы над плотью
и духом мира сего и стремились к соединению со Христом распятым и
воскресшим". (17)
Русский святой характерен спокойствием своего душевного склада. В
душе русского святого гармонически сочетается одновременно духовная
трезвость, духовная просветленность, мужество и кротость, они рядом живут в
его душе не оставляя никакого места для истерии. Древние святые - эти
образованные люди древней Руси не имеют ничего общего с позднейшим типом
русского интеллигента - этого антигармоничного типа человека, неврастеника
еще в утробе матери.
Простые люди средневековой Руси, как и святые средневековой Руси
были также гармоническими личностями, крепко вросшими корнями в
национальную культуру. Их души не были преданы никакой иностранной короне.
Они выросли в лоне Православия.
"Пламя в снегу". Под таким названием в Англии несколько лет тому
назад вышла книга русской писательницы о Серафиме Соровском. Еще с большим
основанием это яркое сравнение мы можем применить к Сергию Радонежскому,
духовному столпу, на который оперлась средневековая Русь в своем
национальном строительстве.
II
Интересные мысли о гармоничности души русского человека допетровской
Руси мы находим в книге Вальтера Шубарта "Европа и душа Востока". Они
|
|
|
|