Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

России, ее подвижников, ее иноков, ее епископов, которые действительно

выковали душу и мужика, и боярина. Если такие образы, как св. Сергия
Радонежского, св. Серафима Саровского, св. Нила Сорского, св. Иосифа
Волоколамского, св. Гермогена и Филиппа Московских сияют таким блеском и
вызывают восхищение в каждой душе, любящей Христа, то это оказалось
возможным лишь потому, что таких святых был целый легион в монастырях и
скитах древней Руси, которые, идя стезею святости, искали победы над плотью
и духом мира сего и стремились к соединению со Христом распятым и
воскресшим". (17)
Русский святой характерен спокойствием своего душевного склада. В
душе русского святого гармонически сочетается одновременно духовная
трезвость, духовная просветленность, мужество и кротость, они рядом живут в
его душе не оставляя никакого места для истерии. Древние святые - эти
образованные люди древней Руси не имеют ничего общего с позднейшим типом
русского интеллигента - этого антигармоничного типа человека, неврастеника
еще в утробе матери.
Простые люди средневековой Руси, как и святые средневековой Руси
были также гармоническими личностями, крепко вросшими корнями в
национальную культуру. Их души не были преданы никакой иностранной короне.
Они выросли в лоне Православия.
"Пламя в снегу". Под таким названием в Англии несколько лет тому
назад вышла книга русской писательницы о Серафиме Соровском. Еще с большим
основанием это яркое сравнение мы можем применить к Сергию Радонежскому,
духовному столпу, на который оперлась средневековая Русь в своем
национальном строительстве.
II

Интересные мысли о гармоничности души русского человека допетровской
Руси мы находим в книге Вальтера Шубарта "Европа и душа Востока". Они