|
|
|
Лихачев, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю
и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше значение князя В. В.
Голицына. В наиболее важных внутренних делах времени Федора Алексеевича
непременно нужно искать почина этих именно лиц, как руководивших тогда всем
в Москве". (3)
Мать же Петра I, вторая жена Алексея Михайловича, по сообщению
Платонова, "вышла из такой среди (Матвеевы), которая, при отсутствии
богословского воспитания, впитала в себя влияние западно-европейской
культуры". Ее воспитал А. Матвеев.
Вот это то обстоятельство, надо думать, и послужило причиной сначала
равнодушия, а зачем и презрения Петра I к русской культуре, религиозной в
своей основе, а вовсе не тяжелые сцены, виденные им во время распри между
Милославскими и Нарышкиными.
Артамон Матвеев был женат на англичанке Гамильтон. У него было много
друзей среди населявших немецкую слободу иностранцев и от них он, также как
наверное и его воспитанница, усвоил если не презрение, то во всяком случае
пренебрежительное отношение к традициям родной страны.
"Нарышкины из дома Матвеева вынесли знакомство с западной культурой.
Сын А. С. Матвеева, - пишет С. Платонов, - близкий к Петру, был образован
на европейский лад. У него был немец доктор. Словом, не только не было
национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с
ними, симпатии к западу. Эта привычка и симпатии перешли и к Петру и
облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой".
Царица Наталья не хотела отдать сына учить монахам и призвала учить
его недалекого "своего человека" Никиту Зотова. Это тот самый пьяница
Никита Зотов, "всешутейший отец Ианникий, Пресбургский, Кокуйский и
Всеяузский патриарх, который после Нарышкина, мужа глупого, старого и
пьяного", стал патриархом созданного в Немецкой слободе Всешутейшего собора
- кощунственной пародии на православные церковные соборы.
|
|
|
|