Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

В лице замечательного деятеля XVI века Максима Грека, грека родом из

Спарты, учившегося в Падуе, Флоренции и других культурных центрах Италии,
ученика знаменитого Савонароллы, средневековая Русь получает замечательно
одаренного культурного деятеля, ставшего на уровне современной западной
культуры. Вокруг Максима Грека объединяется много даровитых образованных
людей. Дело Максима Грека продолжает Митрополит Макарий под руководством
которого выходят иллюстрированная историческая энциклопедия, Великие Четьи
Минеи и Степенная Книга.
* * *

"Вообще, XVII век, - указывает в своей брошюре "Исторический Путь
России" П. Ковалевский, - недооценен в его культурном значении. Хотя в
Москве нет до 1682 года высшей школы и отсутствуют до приезда киевлян
государственные училища, частных школ много и грамотность по всей стране
развита. По подсчетам академика Соболевского, грамотны: все монахи, 70
процентов землевладельцев, 70 процентов купцов. Грамотность считается
обычным делом и хвалится ученость, а не элементарные знания. Азбука
выдерживает за четыре года (1847-51) три издания, а учебный псалтырь за тот
же срок даже 9 изданий. Симеон Полоцкий и другие ученые люди составляют
библиотеки, которые благодаря трудам святителя Феодосия Черниговского,
основываются даже в небольших городах и селах".
О значительном уровне образования свидетельствует количество
дошедших до нас рукописей, которое исключительно велико. До нас дошло до
130.000 разного рода рукописей. Некоторые рукописи XI века имеются в 30
экземплярах, XII века до сотни, а дальше сотни и даже тысячи экземпляров.
(32)
ПЛАМЯ В СНЕГАХ
I